• СНЯТО НА ПЛЕНКЕ "СВЕМА" •

На протяжении многих лет киностудию "Ленфильм" связывает с вашим комбинатом плодотворная дружба, — писали ленфильмовцы в приветственном адресе в связи с 40-летием Шосткинского химического комбината. Создание высокоидейных художественных фильмов, нужных советскому народу, было бы невозможным без гигантского труда вашего коллектива, отдающего свои способности изготовлению высококачественных пленок". С тех пор, как киностудия "Ленфильм" сняла на шосткинской пленке первый фильм "Великий гражданин", стало традицией: каждую новую свою работу ленфильмовцы показывают создателям кинопленки, рассказывают им о сделанном, о своих творческих планах, советуются и сообща работают над усовершенствованием отечественных пленок. С 1950 года студия "Ленфильм" начала производство цветных фильмов, и все они сняты на шосткинской пленке.

В 1959 году оператор А. М. Назаров привез в Шостку снятый им цветной фильм "Отцы и дети" по роману И. С. Тургенева. После общественного просмотра киноленты состоялся обстоятельный разговор о путях совершенствования пленки. А когда на предприятии была выпущена партия новой цветной пленки ДС-5 из комплекта пленок с маскирующими компонентами в слоях, ленинградцы впервые в стране сняли на ней фильм-оперу "Пиковая дама". И снова первыми зрителями были шосткинские кинопленочники. В 1961 году на пленках ДС-5 и ЛН-5 на этой же студии был снят фильм "Человек-амфибия".
На пленке тип-Е Центральная студия документальных фильмов производила съемки на XXI съезде партии. Это не единственный случай творческого содружества коллектива предприятия с Центральной студией документальных фильмов. Летом 1959 года в Москве на ВДНХ открылся новый кинотеатр — круговая кинопанорама. Первым фильмом, демонстрировавшимся там, была кинолента "Дорога весны". В титрах фильма указывалось, что он снят Центральной студией документальных фильмов на шосткинской пленке.
В 1962 году в столице Финляндии Хельсинки проходил Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Для съемок фестиваля шосткинские химики изготовили по заказу Центральной студии документальных фильмов 35 тыс. метров цветной пленки ДС-2 и 18 тыс. метров цветной пленки ДС-5, а для Московского телецентра — 92 тыс. метров черно-белых пленок АМ-1 и АМ-2.
"Коллектив студии,— писали московские документалисты шосткинцам,— высоко ценит ваши достижения в освоении производства отечественных черно-белых и цветных кинопленок. Для нас, кинохроникеров, камера и кинопленка — важнейшие средства, позволяющие отображать на экране кипучую созидательную деятельность советского народа в строительстве коммунистического общества. Кадры кинохроники сохранят для будущих поколений образ нашей неповторимой эпохи. В этом важном, почетном и ответственном деле мы видим в вашем лице, дорогие товарищи, своих верных и надежных союзников".



Кадр из кинофильма "Война и мир". "Мосфильм", 1964 г.


Крепкая дружба связывает коллектив предприятия с "Мосфильмом". По просьбе "Мосфильма" коллектив предприятия изготовил 40 тыс. метров черно-белой негативной кинопленки А-2 для съемок кинокартины об ученых-физиках. Кинопленочники с интересом смотрели замечательный фильм "Девять дней одного года", поставленный известным кинорежиссером Михаилом Роммом. И когда стало известно, что на Международном кинофестивале в Карловых Варах советский фильм "Девять дней одного года" был признан лучшим и удостоен Большой премии — "Хрустальный глобус", всем было радостно сознавать, что в этой победе есть частица и их труда.

С большим творческим воодушевлением коллектив предприятия трудился над изготовлением 70-миллиметровых цветных кинопленок для съемок на "Мосфильме" киноэпопеи "Война и мир". Многие экраны мира обошел широкоформатный фильм "Крепостная актриса", снятый на "Ленфильме" в 1964 году на комплекте шосткинских цветных пленок ДС-5 и ЛН-5. Чтобы размножить его на 35-миллиметровой пленке, впервые была использована новая контратипная кинопленка КП-4, изготовленная в Шостке. Первую копию "Крепостной актрисы" представители "Мосфильма" подарили создателям пленки.
В июне 1964 года съемочная группа во главе с режиссером Г. Я. Рошалем прислала в Шостку письмо, в котором сообщала, что студия "Мосфильм" приступила к производству цветного широкоформатного фильма "Карл Маркс". Коллектив предприятия много потрудился, чтобы обеспечить съемочную группу высококачественной широкоформатной пленкой. На экранах страны фильм появился под названием "Год, как жизнь".

Весной 1965 года в гости к кинопленочникам приехала группа творческих работников "Мосфильма". Она привезла свою новую работу — цветной кинофильм "Женитьба Бальзаминова". Шосткинцы встретились с режиссером Константином Воиновым и киноактрисами Лидией Смирновой и Людмилой Шагаловой.
"— Много лет снимаюсь я в кино, но впервые увидела предприятие, где делают пленку,— говорила на творческой встрече Лидия Смирнова. — И увиденное меня буквально потрясло: какой кропотливый труд — создание пленки! Мы, артисты, сердечно благодарим вас за ваш труд и приложим все усилия, чтобы создавать правдивые художественные образы. А вы выпускайте побольше хорошей пленки..."



Кадр из кинофильма "Укрощение огня".
В роли A. И. Бaшкиpцeва — Кирилл Лавров. "Мосфильм", 1972 г.


В приветственном адресе в связи с 40-летием Шосткинского химического комбината коллектив "Мосфильма" писал: "Созданные ... на вашем комбинате сорта черно-белых, цветных и магнитных кинопленок широко используются советской кинематографией. Особенно ценным является то, что разработка новых сортов пленок осуществляется в тесном сотрудничестве с киностудиями. Это позволило киностудии "Мосфильм", использующей в основном продукцию Шосткинского химкомбината, не только внедрять новые сорта кинопленок, но и освоить новые виды кинематографа и создать высокохудожественные кинофильмы, прославляющие наше советское киноискусство".

Дружба и сотрудничество с Киевской киностудией имени А. П. Довженко у коллектива предприятия началась еще в те дни, когда на шосткинской кинопленке снимался кинофильм "Щорс". С тех пор киевляне часто бывают в Шостке, привозят на общественный просмотр свои лучшие работы ("Тени забытых предков", "Ошибка Оноре де Бальзака", "Аннычка" и другие), получившие высокую оценку в нашей стране и далеко за ее пределами. А в феврале 1969 года между студией имени А. П. Довженко и предприятием был подписан договор о содружестве.
С каждым годом крепнут творческие связи химиков с работниками радиовещания и телевидения, с другими творческими коллективами страны.

Коллектив предприятия много сделал для обеспечения кинопленкой многонациональной советской кинематографии. Объединение связано практически со всеми киностудиями страны. Только за последние годы свыше 20 фильмов, снятых на шосткинской пленке, удостоены призов и премий на кинофестивалях, среди них: "Звонят, откройте дверь!", "Ленин в Польше", "Журналист", "Шестое июля", "Твой современник", "У озера" ("Мосфильм"), "Никто не хотел умирать" (Литовская киностудия), "Гамлет", "Салют, Мария!" ("Ленфильм"), "Доживем до понедельника", "А зори здесь тихие..." (Студия имени Горького), "Последний месяц осени", "Обвиняется в убийстве" ("Молдова-фильм"), "Решительный шаг" ("Туркмен-фильм"), "Белая птица с черной отметиной" (Киностудия имени А. П. Довженко) и другие.


------------------------------------
ССЫЛКИ:
- Л. М. Богданов, Ю. Н. Козлов (руководитель), В. М. Нефедченков, Е. Я. Рябая "Очерк истории Шосткинского ордена Октябрьской революции производственного объединения "Свема" им. 50-летия СССР", Харьков, "Прапор", 1976;


* * *