• КИНОСТУДИЯ "СВЕМА-ФИЛЬМ" •

Вполне естественно возникновение на фабрике кинопленки любительской самодеятельной киностудии, которая была организована в середине 50-х годов группой энтузиастов, работавших в историческом для предприятия здании №1, с которого начиналась фабрика кинопленки. В то время здесь работали: начальник кинолаборатории ОТК (испытаний черно-белых кинопленок) Михаил Александрович Кракшин, техник Михаил Семенович Кочеров, кинооператор Степан Степанович Манжула и контролер Александр Захарович Ятвинский, а также начальник смены цветной производственной лаборатории Владимир Михайлович Смотрелкин. Выполняя свои производственные задания, они проводили практические испытания (киносъемки), с последующим контролем, выпускаемых фабрикой №3 черно-белых и цветных кинофотопленок. Они имели достаточный практический опыт фотосъемки и навыки работы с киносъемочными камерами, а В.М. Смотрелкин, работавший прежде (1951-1952 гг.) начальником отделения подготовки цеха массовой печати Киевской кинокопировальной фабрики, - имел опыт подготовки и монтажа негатива для печати. Для испытаний имелись две американских кинокамеры "Аймо" с ручным приводом, визитажно-монтажные столы и некоторое другое оборудование. В этом же здании размещались кинокопировальный участок и проявочные машины.



Монтаж фильма. С.С.Манжула и В.М.Смотрелкин на участке цеха контроля кинофотоматериалов - конец 1950 г.


Согласно нормативной технологической документации практические испытания кинопленок (киносъемки манекена) проводились в кинопавильоне при искусственном освещении. Частыми гостями на учаске испытаний были в то время кинооперторы киностудии "Мосфильм", которые сами приезжали отбирать кинопленку (в отличие от других киностудий, которым пленка отгружалась багажом). Их просьба проводить испытания не только при искусственном свете в павильоне, но и при дневном свете – на улице, послужила побудительным импульсом к совмещению производственных заданий с самодеятельным кинотворчеством. Несколько позже к пионерам шосткинского любительского кино присоединились, приехавшие на фабрику молодые специалисты Владимир Авербах и Николай Ушомирский, а затем выпускники ЛИКИ Олег Яковлев и Наум Крученицкий. На участке цеха контроля проходили просмотры и обсуждение отснятого материала, на которые собирались не только непосредственные участники кинотворчества, но и все, кому это было интересно.
На одном из таких просмотров присутствовал и новый директор фабричного Дома культуры им. Жданова Виктор Плаксий. Он заинтересовался стихийно возникшей на производственном участке предприятия киностудией и предложил энтузиастам официально оформить киностудию, как самодеятельный творческий коллектив. Для киностудии были выделены две комнаты на 3-м этаже Дома культуры и единица Руководителя любительской киностудии в штатном расписании. Первым руководителем любительской киностудии стал начальник лаборатории испытаний Михаил Александрович Кракшин. Предприятие передало в Дом культуры необходимое для творчества оборудование. Съемки проводились на лучших профессиональных кинопленках того времени. Студийцы снимали кинорепортажи о передовиках производства, и технике безопасности в цехах предприятия. Снимались также субботники и отдых работников фабрики.



М.Кракшин, В.Смотрелкин и В.Плаксий у Дома культуры.


Из воспоминаний Владимира Михайловича Смотрелкина – молодые энтузиасты обратились к руководству с предложением провести съемки октябрьской демонстрации в Шостке. Директор фабрики Михаил Иванович Мумжиев эту идею одобрил и после согласования с КГБ съемки были проведены двумя кинокамерами на негативную цветную 35 – мм кинопленку ДС-2. Этот кинорепортаж был отпечатан на цветной позитивной кинопленке и в немом варианте без звука показан на отчетно-выборной профсоюзной конференции в Доме культуры. Просмотр произвел на зрителей ошеломляющий эффект (в архиве киностудии "Свема-фильм" сохранился кинорепортаж "Демонстрация 7 ноября в Шостке"). Успех окрылил наших первопроходцев и они с еще большим энтузиазмом стали проводить киносъемки, осваивать тонкости киномонтажа, пытаться озвучивать свои киноленты.
А вскоре, по заданию М.И.Мумжиева, студийцы приступили к созданию кинолетописи предприятия в киножурналах "Наши будни". Сценарии киножурналов готовили Михаил Гершевич Ушомирский и Владимир Ефимович Авербах.



Съемки демонстрации 7 ноября 1957 г. в Шостке.


В 1959 году, на Первом всеукраинском смотре любительского кино, киножурнал "Наши будни" (черно-белый 35-мм с совмещенной фонограммой) киностудии Дома культуры им. Жданова фабрики кинопленки № 3 – был признан лучшим и награжден Дипломом (в архиве киностудии "Свема-фильм" сохранился киножурнал "Наши будни" с титром: "Участник Республиканского смотра").
По воспоминаниям Наума Залмановича Крученицкого, который вместе с Олегом Яковлевым (как инженеры звукозаписи), ездил представлять "Наши будни" на Первом всеукраинском смотре, - там было представлено около 15 любительских кинофильмов 16–мм любительского формата. И лишь киножурнал киностудии Дома культуры им. Жданова фабрики кинопленки №3 – был на 35-мм кинопленке (профессиональный формат).

Шли годы... – фабрика росла, реконструировалась и в 1959 году была преобразована в химический завод. Менялось предприятие, - менялся и творческий состав киностудии. С возрастом, молодые специалисты накапливали определенный производственный опыт – им поручались более ответственные производственные задания и их выдвигали на вышестоящие должности. Но им на смену приходили новые молодые энтузиасты. В любительской киностудии кинотворчеством занимались не только специалисты кинолаборатории, но и работники других подразделений и цехов предприятия: И.Ф.Лифиренко Л.О.Махина, Л.Г.Воробьев А.О.Забродин (инж. цеха основы №3). Сменив М.А. Кракшина, несколько лет руководил киностудией В.М. Смотрелкин. Но и он в свою очередь полностью ушел в производство.



Игровые съемки в с.Гамалеевка. Начало 1960-х г.


При поддержке администрации и профсоюзного комитета предприятия, киностудия фабрики кинопленки – известная позже как киностудия "Свема-фильм" - была оснащена всем необходимым профессиональным кинотехнологическим оборудованием. Кинокамеры ("Родина", "Конвас-автомат" 1КСР-1М, 1КСР-2М, "Кинор-16 СХ -2М"), штативы и осветительные приборы, репортерские магнитофоны для синхронной записи звука при киносъемках и высококачественные микрофоны, комплексы магнитной записи на 35 - мм магнитной перфорированной кинопленке (КЗМ-8 и КЗМ-14), аппаратура записи негатива оптической фонограммы, визитажные и звуко-монтажные столы. Все это позволяло отснять, озвучить, смонтировать и отпечатать в цехе массовой печати предприятия позитивную 35мм фильмокопию с совмещенной оптической фонограммой. И благодаря этой уникальной возможности в нашем городе снято несколько десятков документальных, научно-популярных, рекламных и игровых кинофильмов. А также многие километры местной кинохроники. Фильмы шосткинской киностудии демонстрировались вместо киножурналов перед киносеансами в городском кинотеатре "Родина" и Доме культуры им. Жданова. Они неоднократно получали высокую оценку и дипломы областных и республиканских конкурсов и смотров.
В 60-е годы в составе творческого коллектива работали: Степан Степанович Манжула, Геннадий Лукич Лепо, Альберт Антипов, Клавдия Анципович, Матвей Ландсман, Виктор Ковальчук, Александр Козинец, Александр Мотора, Валерий Коган и другие. После В.М.Смотрелкина, творческий коллектив возглавил Николай Цемка.



В.Ковальчук и А.Козинец - наладка аппарата записи звука в помещении любительской киностудии Дома культуры им. Жданова. 1960 г.


В этот период создаются: - 40 минутный цветной фильм " Шосткинский химический", посвященный 50-летию ВЛКСМ – "Всегда в строю", фильмы "Зарница" и "Профсоюзы – школа коммунизма", которые вписали новые страницы кинолетописи предприятия и города. После преобразования химзавода в химкомбинат и награждения его орденом Октябрьской Революции, студийцы начали выпускать киножурнал "На орденоносном химическом".

В 1972 году киностудии было выделено новое просторное помещение в здании по адресу: пер. Депутатский д.№4 в Шостке, а вскоре был передан с предприятия новый аппарат оптической записи фонограмм и другое профессиональное оборудование. В 70-е годы киностудией выпущены на экран фильмы о передовиках производства И.И. Холодовском и П.А. Рогутько, создан 40-минутный фильм "Зрелость" о 40-летней истории предприятия. Высокую оценку жюри международного конкурса любительских фильмов в г. Вольфене (ГДР) получили документальный фильм "Я стал солдатом" и музыкальный фильм "Свема-72".
К 30-летию Победы сняты фильмы "40-й отдельный" - о ветеранах этого артиллерийского дивизиона и "Страницы биографии" - о шосткинцах - ветеранах войны и труда. В этот же период были сняты фильмы "Зеленые острова" и "Картинг – это очень просто", "Туристский мередиан" и "Как стать солдатом", "Вечная дружба" и "Дружба не знает границ", а также сюжеты и очерки для областного и республиканского телевидения. Над созданием этих кинофильмов (35-мм формата) и телевизионных очерков (16-мм формата) работал творческий коллектив под руководством Владимира Александровича Рыкова – Александр Мотора, Валерий Коган, Олег Бочек, Нина Киселева, Маргарита Наумова, Тамара Стругалева, Татьяна Амельченко, Роза Кадырова и другие.



В. Рыков, В. Коган и А. Мотора - съемки в цехе сборки МК-кассет. 1970 г.


В течение 1983 года студией руководил молодой выпускник ЛИКИ Николай Турков, а в начале 1984 киностудию "Свема-фильм" вновь возглавил Николай Цемка. Вместе с ним работают инженеры звукозаписи Виктор Алексеевич Ковальчук и Вячеслав Юрьевич Козлов (начальник отдела и ведущий инженер отдела метрологии НИИМНИ), а также режиссер-оператор Олег Нижегородов.
С июля 1984 года начал работать кинооператором на киностудии и автор этих строк Николай Кокшайкин.



Н.Кокшайкин и О.Нижегородов - съемки игрового фильма "Становление" 1984 г.


И руководитель киностудии Н.П.Цемка, и О.И.Нижегородов и Н.Г.Кокшайкин официально числились инженерами цеха испытаний и контроля кинофотоматериалов №8, - но постоянным местом работы, для нас была киностудия "Свема-фильм", которая находилась в помещении (общая площадь 164 м2) по адресу: переулок Депутатский д.№4 в Шостке. При содействии администрации и профкома предприятия, в киностудии были оборудованы и оснащены всем необходимым современным профессиональным кинотехнологическим оборудованием следующие помещения: режиссерское, кинооператорское для обслуживания киносъемочной техники, зарядное (темное) для кинопленок, звукооператорское, павильон для киносъемок, киномонтажное, просмотровый зал с кинопроекционной кабиной и другие.
Чуть позже в состав коллектива войдут режиссер Евгений Максименко, кинооператор Василий Терещенко, звукооператоры Сергей Виногродский и Олег Цюх, фотограф Борис Рыбак и художник Дмитрий Кондрашов.
Профессиональную поддержку коллективу киностудии на территории предприятия оказывали контролеры кинопавильона цеха №8 Александр Адаменко и Валентин Леонов, а также коллективы сменных бригад проявочного отделения этого цеха под руководством бригадиров Ф.Ф. Белоножко, В.Я.Гузея и Д.В.Бокова. Цветоустановку кинофильмов этого периода выполняла цветоустановщик цеха массовой печати фильмокопий №9 Людмила Григорьевна Ганжа. Печать и обработка фильмокопий проводились в этом же цехе в отделении под руководством Светланы Николаевны Лабзы. Начальником цеха массовой печати фильмокопий в этот период работал Владимир Михайлович Смотрелкин.
Постоянную заботу о киностудии проявляла администрация производственного объединения "Свема" в лице Генерального директора Владимира Константиновича Кислицына и его заместителя – одного из первых студийцев – Владимира Ефимовича Авербаха, а также профсоюзный комитет предприятия во главе с председателем Михаилом Ивановичем Ночовным.
К 40-летию Победы сняты фильм "Память" (16-мм) и 20-ти минутный документальный кинофильм "Поколение победителей". В этот период творческим коллективом сняты и выпущены на экран: документальный кинофильм "Три дня из жизни коллектива", игровые кинофильмы "Становление", "Альбом", "Понять и простить", а также "И падал снег...".
Были сняты спортивные фильмы "По заснеженным Карпатам" и "Туристические сборы в Крыму"; производственные фильмы о технологической чистоте и аттестации рабочих мест; учебный фильм "Монтаж телевышки 191м вертолетом МИ-10К в Шостке".

По заказу командования вертолетной рембазы (г. Конотоп) был снят документальный кинофильм об этом предприятии. В этот же период были созданы рекламные кинофильмы для ПО "Свема" и чехословацкого цирка "HUMBERTO", а также экологический фильм "Прозрение" и фильм-портрет руководителя детского танцевального коллектива Людмилы Маковец "Я вспоминаю их глаза".
Благодаря своей оснащенности, киностудия "Свема-фильм" на протяжении ряда лет оказывала всемерную техническую поддержку профессиональным киносъёмочным группам киностудий "Укртелефильм", Центра НТТМ "Прогресс" (г.Киев) и отраслевой кинолаборатории НИИТЭХИМ (г.Черкассы), а также областного телевидения, проводившим киносъёмки в нашем городе. Штатные сотрудники киностудии "Свема-фильм" неоднократно командировались по техническим и творческим вопросам в Центральный Государственный Архив Кино-фотодокументов (г. Красногорск), киностудии "Мосфильм", им. А. Довженко, "Укртелефильм", "Укркинохроника", "Беларусьфильм", Телецентр "Останкино".

В январе-феврале 1989 года сотрудники киностудии "Свема-фильм" Н.Г.Кокшайкин и О.И.Нижегородов прошли месячную стажировку повышения квалификации на киностудии "Мосфильм". А вскоре, совместным приказом-постановлением администрации и профсоюзного комитета предприятия (от 14.04.89г. №382/31) руководителем киностудии "Свема-фильм" был назначен Н.Г. Кокшайкин. В этом же 1989 году киностудия выпустила на экраны города фильм О. Нижегородова "Пионерское лето" и 20-минутный фильм, снятый мною в форме краткого путеводителя по истории нашего города "Шостка – 250 лет". В следующем году были выпущены два выпуска киножурналов "Панорама" (режиссер Евгений Максименко) и кинофильм "ШХТТ – кузница кадров".
В 1991 году по заданию городских властей администрация предприятия поручила мне провести съемки и монтаж первых пробных телепередач. Две телепередачи "ТВ – Шостка" были сняты и подготовлены мною вместе с журналисткой горрайонной газеты Ириной Харченко. Они вышли в эфир по ІІ каналу общесоюзной программы, что послужило основанием для принятия городскими властями решения о создании в Шостке муниципальной телекомпании "Акцент".
В этом же 1991 году на основе кинохроники 30-х годов (снятой А.Н. Шаповаловым), к 60-ти летию предприятия, был создан документальный кинофильм "Свема – так начиналась биография...". В следующем 1992 году мною был снят последний (в связи с подорожанием кинопленки) пленочный 35 – мм документальный кинофильм о базовом для "Свемы" ГПТУ № 13 под названием "Стать рабочим". Этот фильм был завершен и вышел на экран в 1993 году.

Документальные кинофильмы краеведческой направленности: о Шостке, истории Шосткинского химико-технологического техникума, начале биографии "Свемы" и подготовке рабочих кадров для предприятия - были созданы мною как автором сценария, режиссером и оператором этих фильмов. Более того, в отличие от режиссеров профессиональных киностудий, и Олег Нижегородов и я, и Евгений Максименко – сами готовили и проводили комбинированные киносъемки титров и эффектов, своими руками монтировали звук с изображением на звукомонтажном столе, а затем выполняли монтаж негатива по смонтированному рабочему позитиву для печати. Сами же готовили и сайнексы для цветоустановки, клеили ракорды и выставляли стартовые отметки на негативах звука и изображения для печати.
На оборудовании киностудии "Свема-фильм" и при технической помощи коллектива киностудии, наши земляки - начинающие кинематографисты Юрий Стеблин и режиссер-дипломник "Школы-студии В. Кобрина" постановочного факультета ВИППК работников кинематографии Андрей Магдич - сняли свои первые полнометражные 35-мм кинофильмы. Техническая и консультационная помощь постоянно оказывалась многочисленным кинолюбителям города.



А. Магдич и Н. Кокшайкин - практические испытания кинопленки перед ее использованием для съемок кинофильма "Трагитургия". 1996 г.


В связи с ухудшением экономического положения "Свемы" и повышением себестоимости кинопленки в 1991г. по заказу администрации Шосткинского завода "Звезда", к 220-летию этого предприятия, 40-минутный фильм "Завод сегодня" был снят и смонтирован Кокшайкиным Н.Г. уже на видеоленте (формат VHS) . Так же и фильмы "На страже здоровья" (1993г. - о профилактории "Свемы"), и "Здравствуй, Светлый" (1996г. - об оздоровительном лагере).
В 1994-95гг., по поручению администрации "Свемы", коллектив киностудии выполняет закадровое озвучивание зарубежных художественных фильмов, которые печатались в цехе массовой печати фильмокопий №9 - запись дикторского текста, совмещение и монтаж магнитных фонограмм, а также изготовление негатива оптической фонограммы для печати. За этот период было изготовлено таких негативов - для 25 полнометражных кинофильмов - общей длиной более 70 километров.
Сейчас киноархив и оборудование прежней киностудии "Свема-фильм" - одна из составных частей фондов уникального отдела кино- и фототехники Шосткинского государственного краеведческого музея.


------------------------------------
Подготовил Кокшайкин Н. Г. - научный сотрудник отдела кино- и фототехники Шосткинского государственного краеведческого музея


ССЫЛКИ:
- 1. В. Д. Прокопченко "ШОСТКА" Путеводитель.- Харьков "Прапор", 1981;
- 2. Відеозапис "Спогади В. М. Смотрелкіна" від 09.12.2005 р. – 32 хв.;
- 3. Відеозапис "Спогади Н. З. Крученицького" від 18.03.2006 р. – 57 хв.;
- 4. Постановление президиума Сумского промышленного областного совета профсоюзов от 29 октября 1963 года;
- 5. М. Макаренко "В любительской киностудии" // газета "Советское Полесье" №57(6064) 10 апреля 1970 г. стр. 4;
- 6. Н. Чернов "Снимает любительская киностудия" // газета "Советское Полесье" №191(7513) 2 декабря 1975 г. стр. 4;
- 7. В. Коган "Встечи на малом экране" // газета "Советское Полесье" №198(7728) 14 декабря 1976 г. стр. 4;
- 8. Ю. Леонов "Фильмы среди нас" // газета "Советское Полесье" №74(8228) 11 мая 1979г. стр. 4;
- 9. Н. Кокшайкин "Смотр работ кинолюбителей" // газета "Советское Полесье" №177(9317) 6 ноября 1984 г. стр. 4;
- 10. Н. Андреев "Поколение Победителей" // газета "Советское Полесье" №15(9571) 25 января 1986 г. стр. 4;
- 11. Н. Паленый "Счастье быть человеком" // газета "Советское Полесье" №179(9735) 12 ноября 1986 г. стр. 3;
- 12. Письмо Заместителя генерального директора по техническим вопросам киностудии "Мосфильм" Е. И. Иванова от 15.02.89 г. № Д5/87. (о прохождении производственной практики повышения квалификации на киностудии "Мосфильм" инженерами-стажерами НПО "Свема" Кокшайкиным Н. Г. и Нижегородовым О. И.);
- 13. Выписка из приказа Генерального директора ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции киностудии "Мосфильм" № 80-л от 16 февраля 1989 г. По личному составу. § 4. (о прохождении производственной практики повышения квалификации на киностудии "Мосфильм" инженерами-стажерами НПО "Свема" Кокшайкиным Н. Г. и Нижегородовым О. И.);
- 14. Приказ-постановление по НПО "Свема" от 14.04.89 г. № 382/31 (о назначении инженера цеха №8 Кокшайкина Н. Г. руководителем киностудии "Свема-фильм");
- 15. Письмо Секретаря Горкома КПУ Ю. Сербина №788 от 26 декабря 1990г. Генеральному директору НПО "Свема" В. К. Кислицыну ("...оказать содействие силами студии "Свема-фильм" в съемке пробной телевизионной передачи о жизни города".);
- 16. "Не забудьте включить телевизор!" // газета "Советское полесье" №15(10611) 25 января 1991г. стр.1;
- 17. "Первая телепередача" // газета "Советское полесье" №17(10613) 29 января 1991 г. стр.1;
- 18. "Не забудьте включить телевизор!" // газета "Советское полесье" №40(10636)12 марта 1991 г. стр.1;
- 19. И.Харченко "Так начиналась биография..." // газета "Советское полесье" №157(10753)1 октября 1991 г. стр.3;
- 20. Приказ-постановление по АППО "Свема" от 11.05.93 г. № 325/44 (об участии киностудии "Свема-фильм" в съемках художественного фильма "Рожденный вне закона" реж. Ю. Стеблин и предоставлении съемочной и осветительной аппаратуры для съемок);
- 21. Письмо Ректора ВИППК работников кинематографии О. В. Тенейшвили от 24.02.1997 г. № 028 Ген. директору АППО "Свема" Ю. А. Бурееву (о помощи в монтаже и перезаписи /тонирование, сведение и запись оптической фонограммы/ на базе киностудии "Свема-фильм" ... Магдичу Андрею Валерьевичу, режиссеру-дипломнику постановочного факультета /мастерской В. Кобрина);
- 22. Письмо Руководителя мастерской "Школы-студии В. Кобрина" от 25.02.97 г. Ген. директору АППО "Свема" Ю. А. Бурееву (об оказании помощи на базе киностудии "Свема-фильм" в завершении производства фильма режиссера-дипломника Магдича Андрея Валерьевича.);
- 23. Ю. Леонов "Зорким глазом" // газета "Советское полесье" №73(10669) 8 мая 1991 г. стр. 3;
- 24. М. Малюкова "Киностудия "Свема-фильм"– уже исторический экспонат" // газета "Перекресток" №50(356) 15.12.2005 г. стр. 4;


* * *